м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська 5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Городиловическая чудотворная икона Пресвятой Богородицы

073i 073i2На том месте, где сегодня построена часовня, на месте церкви бывшего с. Городиловичи, в давние времена был густой лес. Село Городиловичи находилось на невысоком холме. В селе была только небольшая часовня. Поэтому жители села решили построить себе большую церковь. И тут произошел такой случай: в один из летних дней вечером крестьяне увидели над лесом необычное сияние. Когда они со страхом и любопытством подошли к тому месту, где было это необычное сияние- то увидели на одном из пней трех срезанных дубов икону Божьей Матери, которая сияла странным дивным светом. Посоветовавшись между собой, крестьяне решили, что Образу Пресвятой Богородицы не место в лесу, а поэтому перенесли его в сельскую часовню. Каково же было их удивление, когда утром они не увидели иконы в часовне. Икона исчезла. Но Ее долго искать не пришлось. Она нашлась на том же пне в лесу. Крестьяне обратились к священнику и по его совету торжественной процессией перенесли эту икону снова в часовню. И на второй день икона вновь оказалась на месте явления в лесу. Так три раза крестьяне с торжественной процессией переносили эту икону снова в часовню. В четвертый раз, когда крестьяне дали обещание на месте явления иконы Пресвятой Богородицы построить церковь, возвращение ее прекратилось.

Местный шляхтич, которому принадлежал лес, не только позволил на этом месте построить церковь, но и дал для строительства необходимое количество дерева. Вскоре здесь уже стояла небольшая деревянная церквушка. Ее поставили так, что три пня на одном из которых явилась икона Божией Матери оказались прямо под престолом, над которым поместили чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

В 1748 г. жители с. Городиловичи построили новую большую церковь. (О времени ее построения свидетельствовала вырезанная на верху косяка церковных дверей старославянским буквами дата -1748 г.) Именно эта церковь и изображена на старой довоенной фотографии. Неподалеку от церкви был выкопан колодец, в нем всегда святили воду. Вода в нем, по воспоминаниям старожилов села, была целебная.

Предоставил право на богомолье своей Грамотой епископ Онуфрий Шумлянский, который и провозгласил Городиловичскую икону Пресвятой Богородицы чудотворной. С тех пор, на десятую пятницу после Воскресения, на праздник Сострадання Пречистой Девы Марии в с. Городиловичи происходили величественные отпущения. Десятками лет шли путями-дорогами люди с окраин края и дальнейших сторон к Городиловечской Чудотворной иконе Божьей Матери храма Успения Пресвятой Богородицы. А многочисленные пожертвования — дары, воты, которыми она была украшена, свидетельствуют о Господних милостях, которые под этим образом Пресвятой Богородицы на Ее благочестивых почитателей исходили. И когда австрийское правительство начало конфискацию драгоценных церковных вещей и отдельным декретом пыталось остановить почитания чудотворных икон и развитие паломнических мест, то многолюдные и славные отпущения начали приходить в упадок, то не были исключением и отпущения в с. Городиловичи.

На столетие первых чудотворных действ Городиловичской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Отец Папа Римский Пий ІХ дал право епископу Григорию Яхимовичу ее короновать. Возобновил отпущения митрополит Андрей Шептицкий. И со временем многолюдные и славные отпущения приобрели новое развитие. Так было до 1945 года. После Второй мировой войны в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференций в Восточной Европе произошли значительные территориальные изменения. На основе Люблинского соглашения от 9 сентября 1944 г. и договора о советско-польской границе от 16 августа 1945 г. заключенных между СССР и Польшей, исконные этнические украинские земли Посяння, Холмщины, Подляшья, Лемковщины без согласия на то и, несмотря на волю украинского населения, были переданы Польской Республике. Более того, в соответствии с ними украинское население вынуждено было вследствие «добровольного переселения» и насильственной депортации покинуть свои родные дома и земли предков. Завершающим этапом этого процесса стала операция «Висла». Вследствие ее исконные украинские земли были «очищены» от этнических украинцев. Не миновала эта страшная судьба и жителей с. Городиловичи.

6 мая 1946 г. всех крестьян вывезли. Когда они покидали родную деревню, по приказу местного священника дьяк снял икону и передал ее Процюк Анне Ивановне. И повезли крестьян куда глаза глядят, далеко от родного дома. И стала икона путешествовать вместе с крестьянами по Украине. В подавляющем большинстве крестьян с Городиловичи переселили в Тернопольскую область. Первое место их убежищем стало с. Глибочок Борщевского района Тернопольской области. Туда же привезла с собой Процюк Анна и икону, как самую большую семейную драгоценность. По приезду поставили ее с разрешения местного священника в сельской церкви. Богослужения при этом образе отправляли и все в молитвах к Господу просили, чтобы поближе к родным местам могли переселиться. И в дальнейшем, куда бы ни забрасывала судьба выходцев из с. Городиловичи, они всегда на десятую пятницу после Воскресения, на праздник Сострадания Пресвятой Богородицы молились у Образа Божьей Матери, умоляя вернуть их домой, или хотя бы поселить ближе к родным местам и вспоминали родную деревню.

Поклониться Городиловичской Чудотворной иконе Божией Матери приходили многие жители из ближайших и дальнейших сел надзбручанского края. Проживали городиловичане в с. Глубочке недолго — почти год. Затем путь скитаний переселенцев из Городиловичи пролег до Побужье. Многие семьи переселенцев из Городиловичей переселились в Побужье, чтобы быть поближе к родному селу. Здесь их поселили в с. Дальнич Каменка-Бугского района Львовской области. Жители села приняли их радушно. Икону Пресвятой Богородицы в местной церкви поместили и богослужения при ней служили. Более того, здесь, как и по всюду, где бывала с городиловичанами икона проводились великие многолюдные отпущения. Отовсюду, из многих сел и городов Побужского края шли люди несмотря на грозные окрики местных компартийцев к Городиловичской Чудотворной иконе Божьей Матери, чтобы в молитве, с глубокой верой просить у Небесной Заступницы духовного спасения, духовного утешения и духовной утехи. Здесь проживали городиловские переселенцы уже несколько лет. На основе подписанного между СССР и ПНР 15 февраля 1951 года договора о новой государственной советско-польской границе состоялся обмен отдельными пограничными территориями. Вследствие этого Львовской области УССР отошли (были возвращены) украинские земли в районе Кристинополя, переименованного позже в Червоноград. Городиловичи снова стали украинскими. Можно было возвращаться в родные родительские дома. И где там. Село в то время было уже совсем уничтожено и представляло собой сплошную руину. Почти все дома и хозяйственные постройки сожжены. Уцелевшие же полностью ограблены. Церковь разобрали, а из досок курятник в соседнем селе для колхоза построили. Сейчас такого населенного пункта уже и на карте нет. Кто имел возможность, желая проживать ближе к родным местам, то переселялись на Сокальщину. Так судьба многие семьи городиловичан забросила до с. Борятин, что в 30 км от родного села.

Здесь в церковь икону местные жители не приняли, и она находилась в доме семьи Судолбини. Но в одно лето была очень большая засуха в этих краях. На полях совсем все увяло. Надежды на урожай не было никакой. Поэтому вспомнили об иконе. И по совету городиловичан местные жители решили перенести ее в церковь, чтобы отправить при ней Литургию. И произошло чудо. Как только стали вносить икону в церковь, начал идти обильный дождь, которого так ждали крестьяне. Была с тех пор в с. Борятине икона в большом почете. И здесь старшее поколение городиловичан и их потомкам не оставили такую хорошую религиозную традицию, как ведение отпущения на чествование Городиловичской Чудотворной иконы Божьей Матери. Часть выходцев из с. Городиловичи со временем перебрались еще ближе к родным местам — в соседнее с их родным селом — с. Ульвивок. Когда со временем они обжились на новом месте, то задумали и вернуть себе икону. Но местные жители и те городиловцы, прижившиеся в Борятичах, не хотели отдавать икону. Но со временем пришли к согласию. Потому что неприлично иконе быть далеко от родных мест, и все путешествовать по миру. И с согласия владыки икона в 1990 г. с величественной процессией с участием монахов, духовенства, городиловичан, а также жителей окрестных сел и городов Городиловическая Чудотворная икон Божией Матери прибыла в с. Ульвивок, что рядом бывшим с. Городиловичи.

По просьбе о. Ореста Рубеля в 1998 г. была проведена реставрация иконы. Все работы по реставрации икон выполнила известный реставратор, искусствовед, сотрудник Червоноградского музея истории религии п. Оксана Ясинецкая. Она установила, что открытые лики Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса Христа (остальные части иконы были закрыты позолоченной металлической оправою- одеянием) были неизвестными художниками неоднократно перерисованы, в результате чего на ликах было нанесено три наслоения красок. Реставратор сняла одежды. Во время реставрации закрытых частей иконы О.Ясинецкая установила, что под современным изображение на иконе есть еще более древнее. Червоноградским художником Владимиром Свидерским была выполнена достоверная копия Городиловечской Чудотворной иконы Божьей Матери, в таком виде каком она была до реставрации. Далее п. Ясинецкая сняла верхние наслоения красок. Дошла до первоначального изображения иконы нарисованного еще в XVI в. Закрытое до реставрации изображение на иконе хорошо сохранилось. После реставрации оригинал иконы полностью открыт.

 

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (31 голоси, середня оцінка 5,00 із 5)
Loading...