м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська 5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Часовня Положения Пояса Пресвятой Богородицы в Леске Чернилявском

02301

Адрес: с. Лесок Чернилявский, Яворовский р-н, Львовская область, 83010

Устные переводы рассказывают о том, что очень давно в урочище Бучина, расположенном неподалеку древнего королевского торгового тракта Львов — Яворов — Краков, существовал мужской монастырь. Но он был уничтожен, пожалуй, во времена татаро-монгольского тяжелые и больше на этой местности не восстанавливался. Монахи отстроили его в нескольких километрах на восток, в лесочке, назвав местность новой обители также Бучин. К северу от нее разрасталось поселение, названное в честь монахов-основателей — Чернилява. Возможно его название происходит от слова «чернец».

Местность Лесок была выбрана для святыни неслучайно. Это заниженная территория среди окружающих холмов, которую Господь наделил живописной природой с хрустальным источником целебной воды. Народные предания говорят, что в древности у источника появилась Матерь Божья. Свидетелями этого были пастухи, которые увидели на воде, которая вытекала из источника образ Матери Божьей. Пожалуй, именно это событие и побудило монахов построить свою обитель близ святого места появления Богоматери.

Первое письменное упоминание о Лесковском монастыре датируется 1633 годом. В географическом словаре Королевства Польского (1880.) содержится информация о том, что чернилявский войт Шисловский в 1633 году подарил монастырю поле, названное Обшарок. Этот подарок подтвердил в Кракове 31 марта 1633 г. король Владислав ІV. Монастырь Святой Троицы в Леске Чернилявском принадлежал к Перемишской Епархии.

Сохранились записи о том, что 19 марта 1635 г. король подтвердил передачу монастыря под управление Иоиля Бросневского. Описывая монастырь в брошюре «История села Чернилява», Василий Лаба опирается на польские архивные документы Akta grodzkie i ziemskie … т. 10, Lwow, 1884. В них записано, что летом 1649 г. яворовский староста Ян Собеский подтвердил завещание Иоиля, игумена монастыря «церкви св. Троицы в лесочке у Чернилява », которым он назначил своим преемником о. Василия Чмендича, который обслуживал Яворовскую церковь. Этот документ также подтвердил о. Семендичу Ян Казимир 30 августа 1649 г..

18 июня 1653 г. король Ян-Казимир дал привилегию на игуменство в Чернилявском монастыре монаху С. Сенкевичу: «Назначить набожного монаха Софрония Сенкевича, так нам рекомендованного, достойного нести игуменство над монастырем Чернилявским Лиском после смерти благочестивого василианина Чмендича.» (ЦГИА Украины во Львове . — Ф.684, оп.1, д. 3125, л.1.).

Имеются исторические данные о состоянии монастыря в переломные времена национально-освободительной борьбы (1648 — 1654 гг) под руководством Богдана Хмельницкого. Но широко распространена версия о том, что во время войны монастырь подвергся опустошению. Польские архивные данные свидетельствуют о том, что яворовский староста (позже король Польши) Ян Собеский способствовал восстановлению разрушенного монастыря.

Священник Яжева о. Ярмолович, подарил монастырю кусочек леса под названием Глубочок. «Известно, что Ян III в Яворове 30 ноября 1688 г. подтвердил местным оо. Василианам их привилегии »(В. Лаба, 2000г.). В 1690 году Перемышльская Епархия принимает унию и епископ в своей епархии объединяет существующие монастыри, в том числе и Лисковский монастырь Пресвятой Троицы. В 1739 году все действующие монастыри Перемиской Епархии объединяются в Святопокровскую провинцию Ордена Святого Василия Великого. Миссионерская работа Василиан в Леске Чернилявском содействовал монастырю стать очагом просвещения.

Следующие записи о монастыре датируются XVIII веком. В топографически-статистическом издании (Михаил М. Ваврик, Ордена. Очерк развития и состояния Василианского чина XVII-XX вв. Рим, 1979, стр. 105) напечатаны данные из каталога Святопокровской провинции 1754 г., содержащие имена монахов монастыря, которые пробыли в ЛесокЧернилявский в этом же году. Это настоятель монастыря высоко преподобный отец Варлаам Арламовский, викарий о. Юстин Паславский, о. Исаия Копчинский, о. Флориан Высочанский, о. Иво Галевич, о. Куприян Милевич, диакон Фаддей Стжелбицкий, брат Серафион Вышинский. Итак, в этом году в монастыре проживали восемь монахов, из которых пять были священниками. По тем временам, это был довольно большой монастырь.

В 1757 году монастырь претерпел изменения: игумен Гавриил Арламовский построил новую церковь и монастырь (Географический словарь королевства Польского и других краев славянских. Варшава, 1880 г.). Существует версия, что иконы и иконостас рисовал известный художник Самсон Скрипецький, который в 50-х годах XVIII века. работал в Лесковском монастыре. Сведения о его пребывании содержатся в книге П.Жолтовского «Художественная жизнь на Украине в XVI — XVII веке».

В 1772 году Галичина перешла под власть Австрии. Новая власть начала реформы в сфере религии. В каталоге Святопокровской провинции (М. Ваврик, 1979, стр. 158) записано, что в монастыре Леска в 1777 года проживали следующие лица: Высокопреподобного отец Поликарп Волянский, о. Иннокентий Левицкий, о. Никон Сидорович, о. Сильвестр Ивановский, брат Савва Катынский, брат Андроник Бориславский. В этом же издании (стр. 175) есть запись о том, что в 1775 году умер в монастыре о. Лаврентий Мащакевич. Из этого следует, что в Леске должно быть монастырское кладбище.

В 1783 году монастырь был подчинен Дрогобычском монастырю, а в ноябре 1795 г. по приказу австрийского императора его полностью ликвидировали. Монастырские владения были проданы немцу Ф.Баару.

Священник с. Чернилява о. Феодосий Грынык описал так дальнейшие события: «Потому, что наплыв народа на богомолье не заканчивался, в 1849 году Апостольский Престол наделил посещения сего места полным отпущением. В 1868 году Баар отступил моргову парцел круг керничкы, а в 1872 году построила община Чернилява и Лесок при содействии фонда набожного яворовского мещанина Онуфрия Якубовича нынешнюю богослужебную часовню ». Таким образом в 1872 году неподалеку бывшего монастыря появилась литургическая часовня Положение Пояса Богородицы. В 1872 году в Леске была построена богослужебная часовня. Интересно, что на фундаментном брусе нынешней церквушки отчеканена дата — «1767». Это, пожалуй, дата строительства или ремонта предыдущей церкви.

На рубеже XIX — ХХ веков церковное здание нуждалось в ремонте, потому деревянная основа начала влезать в землю. Люди беспокоились, где взять камня, чтобы подложить под фундаментные брусья. Но больше всего этим занимался набожный житель Леска Негребецкий, который прислуживал в богослужебной часовни и заботился о ее благосостоянии. Однажды ему приснился сон, в котором Богородица сказала идти на бугорок, за часовней, и накопать там камня. Каково же было удивление, когда люди нашли в указанном месте так много крепкого камней, хватило для всех ремонтных работ. Одна большая каменная глыба была лишней, поэтому ее оставили на церковном дворе в качестве свидетеля реальных событий. А там, где был бугорок, сейчас низкая долинка.

После закрытия монастыря (1795 г.) Чудотворную икону передали в яворовский костел, но украинская община через суд забрала ее.

Закрытие монастырской обители не остановило потока людей к Лесок. Восстановлена ​​деревянная церквушка, которая принимала христиан для воскресных богослужений, и целебная родниковая вода оздоровляла тех, кто с верой вымаливал ласки. Количество исцелений умножалась, а это способствовало тому, что в 1849 году это святое место получило от Папы Римского право полного отпущения. В 1926 году тогдашний настоятель с. Чернилява о. Т. Крушинский постарался о восстановлении отпущения, как было во времена существования монастыря Пресвятой Троицы. Как когда-то, 13 сентября, на праздник Положения Пояса Богородицы, сюда сходились христиане, чтобы очиститься от грехов, поблагодарить за прожитые дни и выпросить Божией милости для своих семей.

После о. Т. Крушинского настоятелем стал о. Феодосий Грынык, который приложил много труда во славу Лесковской Матери Божьей. При его содействии в 1933 году был заложен Крестный Путь и установлены двойные отпущения. Отец Т. Грынык также постарался о создании копии чудотворного образа Лесковской Богородицы. В этом ему помогал родной брат, который был священником в Перемышле.

С 1963 г. по 1991 г. богослужебная часовня была закрыта, богослужения запрещены. С 1991 года — возрождение святыни: 1994 г. — сооружение фигуры Матери Божьей, 1993г. — Построена часовня св .. Онуфрия в ур. Студенец, 2001 — строительство нового Крестного Пути, 2001 год — реставрация чудотворной иконы.

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (Голоси поки відсутні)
Loading...