м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська 5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Копия чудотворной иконы Матери Божьей Ласковой

История иконы Матери Божьей Ласковой

Икона Матери Божьей Ласковой появилась на переломе XVII и XVIII веков как копия иконы Ченстоховской Богородицы. Точная дата создания Станиславской иконы неизвестна. Сравнительный анализ позволяет нам примерно определить дату. Риза, в которой есть Богородица на нашей копии, соответствует узору платья Ченстоховской, известной под названием «жемчужная». Ченстоховская Мадонна была экспонирована в разных костюмах. Платье, о котором идет речь, употреблялось в 1683-1707 годах. Итак, можем считать, что в те времена была скопирована икона Станиславовская, которая представляет нам Богородицу с темным лицом без шрамов, которые характерные для Ченстоховского подлинника.

Первое упоминание о ней происходит из хроники церкви на Подоле и датируется 1742 г. К сожалению, приходские книги и архив церкви не сохранились, а воспроизведение старой истории Чудотворной иконы возможно только косвенно, через изучение традиций и легенд галицких армян. Они говорят, что икону написал 70-летний набожный иконописец Даниил по пожеланию секретаря армянской общины Донинга. В начале она находилась в домашнем алтаре, что в те времена было общепринятым обычаем, перед которым молилась целая семья. Легенда гласит, что Донинг первый оздоровился посредством иконы. Благодаря горячей молитве и глубокой вере он чудесно вылечился от тяжелой болезни глаз. Также собственно он первый увидел слезы на лице Божией Матери.

Чувствуя, что не достоин хранить такое сокровище в собственном доме, Донинг отнес икону в ближайшую армянскую церковь, где слезы на лице Девы Марии стали еще более заметны.

22 августа 1742 года комиссия, которая состояла из светских и духовных лиц однозначно подтвердила сверхъестественный характер этого явления. Полотенце, которым обтирали слезы, что текли по лицу Богородицы, впоследствии было положено в реликвярию. Со временем принялся обычай, чтобы в память об официальном признании Станиславовского чуда, раз в год 22 августа, после торжественной святой Литургии давать реликвярий верующим для целования, позже эта практика распространилась на каждую субботу. Лицо Божией Матери не всегда было печальное и заплаканное. Между ней и верующими устанавливался необычный диалог, в котором не было слов. Иногда случалось, когда верующие начинали петь песню «Будь благословенна», печальное лицо Девы Марии начинало разъясняться и оставалось на протяжении некоторого времени окутанное определенной радостью и улыбкой.

Во время Божественной Литургии в заупокойный день 1742 г, которую отправлял о. Манугевич, во время евхаристического канона, произошла смена цветов иконы. Она целая наполнилась голубым цветом и такая оставалась до конца Литургии. Среди рассказов свидетелей задокументированы также свидетельства, которые говорят о странном свете, который обволакивал Чудотворную икону и принимая форму больших лучистых звезд. Было решено, чтобы в месте такого ярко выраженного действия Божьей благодати был постоянно зажжен Вечный Свет — маленькая всегда горючая лампадка. Через короткое время выяснилось, что она зажигалась же, если кто-то забывал ее снова заполнить маслом и зажечь. Чудес и ласк, которые получали поклонники плачущей Богородицы, было настолько много, что она очень быстро была названа Ласковой, а также Ченстоховской. Люди говорили между собой: «Если не можешь отбыть паломничества к Ченстохова и прийти к лицу Ясногорской Госпожи, пойди в Станислав и тогда не разочаруешься в своей надежде».

Быстро выяснилось, что маленькая деревянная церковь не в состоянии поместить огромные потоки, отовсюду прибывающих паломников, поэтому армянскими купцами при поддержке графа Потоцкого, владельца города, 28 мая 1743 г. было начато строение новой церкви. Краеугольный камень положенный в фундамент святыни имел  вырезанную надпись: «троекратного Благословенной Святейшей Богородице камень, город и душу вместе под девственные ступни». Каменная церковь в стиле позднего барокко была построена через двадцать лет. Неизвестны фамилии архитекторов и строителей ее. Знаем только Яна Солеского, который нарисовал прекрасные фрески на своде. Храм получил название Марии Панны Ласковой. Крупнейшим его сокровищем была икона, которую торжественно внесли 20 октября 1763 г. Это происходило под салют пушек, звон колоколов и радостных песен, а сам граф Потоцкий, несмотря на плохое состояние здоровья, нес икону. Размещена она была в большом алтаре. Она была вложена в серебряную раму и покрыта ризой из позолоченного «баквана». Вероятно, это была работа львовских ювелиров. По двум сторонам иконы были размещены витрины с вотамы (часто, если происходило чудесное оздоровление, воты выливались в форме вылеченного органа). Часть из них перед созданием витрин, по старинке, были прибиты непосредственно на икону. Во время реставрации иконы, выявлено аж 289 следов от гвоздей, из которых некоторые пробили даже деревянную доску. Слава иконы и красота святыни привлекали не только верующих армянского обряда. Там молились все, кому на сердце лежала судьба Станислава. В целом усматривалось в слезах Пречистой предостережение от несчастий, которые угрожали ее городу и Галичине в целом. Кризис пришел к горожанам уже в 1764 г.: перевороты, галицкие конфедерации, вторжение российских войск в край, разного рода оккупации, а также чума с 1770 года, сделали свое — Станислав терял свою давнюю силу. У этого красивого и богатого города была украдена его слава. Досталось также санктуарию. К концу XVIII в. австрийское правительство наложило контрибуцию на все изделия из серебра. Они брались «на вес» и вместе с литургической посудой забирались на перетопку. Второй раз контрибуцию наложили в 1809-1810 годах. До сих контрибуционные знаки заметны на ризах и коронах, а это значит, что их надо было выкупать, чтобы избежать перетопки. Однако, уцелели акты, и полностью «Liber miraculorum imaginia BMV In Ecclesia Armenorum Stanislaopoli ab anno 1742-63 г», то есть« Книга чудес », которая была написана частично на латыни, частично по-польски. Писал эту книгу многолетний настоятель о. митрат Яков Магуневич. В ней описываются т. н. 33 великие чуда, которые четырехкратно были подтверждены церковной властью.

Огласка, которую получил санктуарий, была усилена благодаря Папе Римскому Пию VI.

28 сентября 1777 г. «полным отпущением для всех верных обоего пола как армянского, так и латинского и греко-католического обрядов, которые после Исповеди и Причастия 20 октября в годовщину внесения иконы в нынешней святыни, посетят ее перед Святейшими тайнами и помолится о распространении и возвышении нашей святой веры ». Стоит также здесь обратить внимание, что культ Матери Божьей Ласковой объединил верующих всех существующих в Галиции католических обрядов, нашел свое выражение также в содержании папского отпущения. Это отпущение в 1870 г. благодаря Папе Пию IIХ распространено на все три прощенные дни, в которые со временем переродились ежегодные празднования.

История несла новые времена, а с ними новые беды. 28 сентября 1868 г. в городе разгорелся огромный пожар, во время которого горела армянская церковь. Икона понесла значительные потери (уничтожено было правое плечо Мадонны), но она уцелела благодаря людям, которые рискуя жизнью, вынесли ее из огня.

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (31 голоси, середня оцінка 5,00 із 5)
Loading...