м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська,5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
вул. Хуторівка, 35-Б, оф.122
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Самборская чудотворная икона Пресвятой Богородицы

044i1

Как свидетельствует народное предание, Самборскую икону Богородицы нарисовал на доске из кипарисового дерева сам евангелист Лука. В Украину ее привезли с Востока два греческих купца. Путешествуя через Самбор, они заночевали у местной церкви в доме пономаря, а икону положили в ящик под окном. Один из купцов лег спать на землю, а когда открыли сундук, икона сияла как звезда. Греки из страха оставили эту святую вещь пономарю, а сами поехали дальше. С того времени икона находилась в этом доме.

Самборчане рассказывали это сказание из поколения в поколение, но реальная история была совсем другой. В 1705 году в Самборе и окрестностях бушевала «черная болезнь» — чума, которая погубила большую часть людей. Среди умерших от этой страшной болезни был и Иван Стамович и вся его семья, живой осталась только их близкая родственница Елена Добрянская. Все имущество усопших перешло к ней. Но самой ценной вещью из всего стала Богородичная икона, которая впоследствии сыграла необычную роль в жизни города и всего края.

Эта икона, нарисованная сначала на холсте, имеет вверху надпись латинскими буквами Mater Deи (Богородица). В нижней части нарисованы главные основатели будущего храма. Оригинальная икона Самборской Богородицы без серебряно-золотой одежды была нарисована масляными красками на кипарисовой доске толщиной до полутора сантиметра. Ее относят к древнейшим украинским иконам, происходящих из XII-XIII вв.

15 сентября 1727 г. с малоизвестной тогда еще Самборской иконой случилось необычное явление. В тот день местный священник служил Литургию по покойной семье мещанина Шуркевича. После этого Елена Добрянская, которая жила у церкви, пригласила священника в дом. При их присутствии произошло первое чудо — икона плакала. Слезы то появлялись, то исчезали. По просьбе священника женщина подарила икону церкви, где она находится и поныне.

По поручению Перемышльско-Самборского епископа Иеронима Устрицкого 20 сентября упомянутого года самборский декан о. Теодор Нащочич, еще раз проверив слезы на глазах Богородицы, обернул икону шелковой материей и опечатал ее. За два дня оба священника в присутствии еще нескольких свидетелей распечатали икону и свежие слезы подтвердились. После этого отец-декан снова обернул икону в ту же шелковую материю и сообщил о случившемся епископу Иеронима. Для исследования этих необычных явлений епископ послал духовную комиссию. Комиссия признала плач Богородицы на иконе сверхъестественным явлением и посчитала, что икона является чудотворной.

В то время самыми известными становятся четыре случая исцеления людей, которые молились перед иконой. У самборчанки Марианны Войтиховой тяжело заболела голова и она начала молиться о покровительстве Богородицы. Над ней дважды читали Евангелие и она оздоровилась. Жена священника из Корнич, когда тот заболел, полностью доверилась покровительству Богородичной иконы. Со слезами на глазах она простояла Литургию, после которой почувствовала облегчение и вернулась домой, где застала здорового мужчину. Житель из пригорода римско-католического вероисповедания Фома Палюх имел болезнь головы, а перед прочтением Евангелия у чудотворной иконы стал здоровым. Сын самборского мещанина Георгия Сакетаровича имел серьезную болезнь ноги и после регулярных молитв матери у иконы полностью выздоровел.

3 декабря 1727 г. во время утрени в самборской церкви на Богородичной иконе снова появились слезы. Они появлялись в разных местах на ее лице до 4 декабря. Именно в то время епископ Иероним Устрицкий отдельным декретом провозгласил ее чудотворной. Кроме этого, Ватикан подтвердил четыре важные Богородичные праздники в году в самборской церкви, где находилась икона, в частности такие: Положение ризы, Успение, Рождество и Введение в храм.

Верующие Самбора и окрестностей дальше продолжали верить в чудодейственную силу иконы. Фиксировались все новые и новые факты исцелений людей, которые молились о заступничестве Богородицы. Так, 4 декабря упомянутого года, Анна Колодий, которая болела глухотой, после четырех недель молитв пришла к иконе и получила чудесное исцеление. 9 декабря сын Георгия Секетаровича вдруг опасно заболел и заснул. Парень утверждал, что во сне к нему пришла Дева и сказала: «Встань, пойди в церковь, напейся водицы и выздоровеешь». К тому времени в храме как раз святили воду. Парень не мог самостоятельно пойти в церковь, но, попив воды, выздоровел.

На праздник Непорочного Зачатия Богородицы 22 декабря 1727 г. в самборской церкви состоялся большой праздник,  которого уже ждали давно. При участии многих прихожан храма греко-католические священники отслужили торжественную св. Литургию по случаю провозглашения самборской иконы чудотворной.

8 июня 1908 г. Апостольская Столица провозгласила главный престол чудотворной иконы в Самборе привилегированным. Перед этим престолом молились епископы Иероним Устрицкий, Иосиф Шумлянский, Афанасий Шептицкий, будущие блаженные епископы Иосафат Коциловский и его помощник Григорий Лакота, владыка Григорий Хомишин. В 1912 и 1913 г.г. здесь служил Литургии и молился митрополит Андрей Шептицкий, а в 1931 и 1932 г.- тогда еще ректор духовной семинарии во Львове, о. Иосиф Слепой.

Перед началом Первой мировой войны в 1914 году на глазах иконы снова появились слезы. Это явление продолжалось 9 дней. Его заметил во время Литургии настоятель самборской церкви о. Франц Рабий, который оповестил местного епископа Константина Чеховича. Однако из-за военных обстоятельств он не смог выслать духовную комиссию для изучения сверхъестественного явления на иконе, но поручил перевезти ее в безопасное место. Когда российская армия приближалась к Самбору, о. Рабий вынул икону из рамы, упаковал ее и уехал телегой до Вены. На месте, где была эта икона, настоятель поставил зеркальную дрезденскую копию иконы, нарисованную в 1910 году. В июне 1915 году в Самбор приезжал русский православный епископ Евлогий (Георгиевский). Он хотел осмотреть чудотворную икону, но услышав, что это лишь копия, очень расстроился.

Акт коронации иконы торжественно совершил владыка Иосафат Коциловский на праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1928 г.

Когда в сентябре 1939 года немецкие и советские войска перешли границу Польши, владыка Иосафат Коциловский ради сохранения ценной святой вещи поручил монахиням из Конгрегации сестер Служебниц перевезти ее из самборского тайника за Сян в Польшу.

Когда, в 1944 г. , советская армия вдруг дошла до Львова, епископ Иосафат Коциловский снова поручил сестрам Служебницам быстрее перевезти икону на Запад.

Тогдашний Патриарх РПЦ Алексий не мог удовлетвориться тем, что во время Первой мировой войны оригинальную икону в Самборе не удалось забрать. Поэтому потребовал ее немедленной передачи. Для выполнения этого задания была назначена специальная группа, руководителем которой стал православный епископ Михаил Мельник (бывший греко-католический священник, один из членов «инициативной группы»). Вот как описывается событие передачи иконы Московскому Патриархату в статье «Незабываемое путешествие» протоиерея Павловского, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» за январь 1956 г. : «… по благословению львовского архиепископа Панкрития выехала 7 октября 1955 г. из западных областей Украины в Киев, Москву и Ленинград группа духовенства. Волей Божьей в начале путешествия участники процесса понесли большие скорби. В дороге в Киев умер Отец Владимир Куновский, а в самом Киеве скончался в Боге владыка Михаил Мельник. Покойный епископ Михаил забрал с собой икону, которую хотел собственноручно передать Патриарху Алексию, но из-за его смерти за него это сделали другие члены делегации «. Но в действительности это была лишь дрезденская копия, кстати, существует предположение, что об этом знал Михаил Мельник.

Осенью 1996 года в истории самборской церкви снова произошло неординарное событие. Одну из Богородичных икон отдали на реставрацию во Львов. Это дело доверили старшему реставратору Львовского музея истории религии Василию Бояновскому, который «подлечил» памятник. Эксперты-искусствоведы подтвердили полную аутентичность оригинала. Они подтвердили, что данная икона не является подделкой, а оригиналом самборской чудотворной иконы, которую считали утраченной. О правдивости оригинала свидетельствовали уничтоженное полотно, стиль писания иконы, краска, остатки клея на холсте, которые указывали на то, что она сначала была нарисована на дереве.

После реставрации икона побывала во львовских и дрогобычских храмах, а 23 февраля 1997 года состоялось торжественное возвращение чудотворной иконы в Самбор. Здесь состоялся обход вокруг площади Рынок. Затем установили икону в отведенном для нее месте в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

(По материалам РИСУ)

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (35 голоси, середня оцінка 4,00 із 5)
Загрузка...

Долучайтеся до нас!

Отримуйте першими інформацію про нові поїздки та спеціальні пропозиції!

Підпишіться на розсилку новин вже зараз: