м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська,5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
вул. Хуторівка, 35-Б, оф.122
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Что такое паломничество?

В какой бы степени мы не углубились в духовную, религиозную жизнь, на которой бы из ее ступеней не находились — или в самом начале, или уже живя в интенсивном молитвенном ритме — согласитесь, что этот процесс — это всегда движение. Движение по направлению к Богу. А значит, и путь, как воплощение движения, его направление. Что то особенно символическое заключается в том, что и Сам Христос назвал Себя Путем, пути: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 16).

Паломничество, путешествие к святыне, является как бы физическим воплощением этого духовного пути и движения. Ее суть всегда одна — мы оставляем все и отправляемся в путь. Оставляем все привычное и понятное нам, ежедневное и обыденное, оправданное нашими потребностями и целями, все, что требует от нас многих усилий, внимания и времени, и начинаем двигаться с одной особой целью — чтобы поклониться Богу на особенном месте Его явления, которое называют святым местом.

8666938806_e7e14bb56e_z

Человек не случайно стремится к святыням, хочет увидеть их, побыть у них, коснуться их. В этом стремлении вся природа человеческого переживания сопричастности и единства с кем-то, кого требует его сердце. Конечно, Христос везде доступен нам, на каждом месте своего пребывания, в любой момент мы можем обратиться к Нему с просьбой и надеждой, что будем услышаны. Но все же, особое единение с Ним, чувствуем тогда, когда, например, оказываемся на Масличной горе, где Он в последний раз перед распятием молился за нас Отцу. Святое место своей особой атмосферой Божьего присутствия будто помогает нам в единении с Богом.

Первыми в истории христианства паломниками были те, кто вскоре после воскресения Иисуса Христа отправлялся в Палестину, в Иерусалим к гробу Господнему — единственного свидетеля этого величественного События, которое положило начало нашему спасению.

5166645442_2897a5269a_b

Вскоре, во времена гонения на христиан, гроб Господень сравняли с землей и установили на нем языческое капище. Но в IV в., в эпоху византийского императора Константина Великого, первого императора-христианина, он и его мать, святая равноапостольная Елена, буквально покрыли Палестину величественными храмами, обозначив каждое место Христова пребывания, крупнейшими из которых были храмы Рождества Христова в Вифлееме, а Воскресения Христова — в Иерусалиме на Гробе Господнем. Тогда, кстати, и появилось понятие «святое место». И именно Константин назвал Палестину Святой Землей — так, как мы называем ее и теперь.

С того момента в храм Воскресения Христова отправлялись многочисленные путешественники, стремились хотя бы раз в жизни побывать здесь. Такое паломничество происходило накануне Пасхи, в Страстную неделю. В храм отправлялась торжественная процессия людей, которые по традиции несли в руках пальмовые ветви — символ победы Христа над смертью. Как свидетельствует Евангелие, именно так когда-то жители Иерусалима приветствовали Иисуса, въезжал в город на осленке, выражая ему честь, как Царю и Богу.

jerus

 

Собственно, пальмовая ветвь, по-латыни palma «пальма», и легла в основу слова паломник (первоначально — пальмовник). Так называли тех людей, кто совершил к празднику путешествие к Гробу Господню. Пальмовую ветвь паломники хранили потом всю жизнь как настоящую реликвию, священную памятку своего незабываемого путешествия.

Впоследствии, однако, слово паломник, паломничество стали применять к любому путешествию к святым местам. Как и святыми местами стали считать не только те, что были связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Во время VII Вселенского собора в VIII в., который известен под названием Никейского, святые отцы признали святые места, как и святые иконы, достойными поклонения и почитания. Богословская идея этой традиции заключается в том, что чествуя святое место, икону, мощи святого, мы поклоняемся Первообразу — самому Христу. Поэтому и паломничество, куда бы мы его не совершили — на Святую Землю или в монастырь со святой чудотворной иконой, выражает самую суть этого путешествия — чествование Сына Божия как Царя и Бога во всем, в чем Он Себя открыл и прославил.

Древнее украинское слово проща, синоним слова паломничество, связано со словом прощать. Наши предки справедливо видели в паломничестве особый молитвенный подвиг, связанный с покаянием и искуплением. Тяжелый, полон опасностей и трудностей путь древнего паломника к святыне, становился настоящим грехоочистительным подвигом, испытанием, которое больше подтверждало искренность его христианских чувств, сожаления за совершенные грехи, желания искупить, отмолить их — желание быть прощенным.

И сегодня большинство людей, осуществивших в своей жизни прощу, паломничество, свидетельствуют о именно этом ее результате, или говоря языком христианства, его духовные плоды — очищение сердца, укрепление веры или обращения к вере, исцеление духовное и физическое.

Паломники — особые люди, которых в древности считали даже блаженными через это их состояние просветления и чистоты. Процессии паломников приветствуют крестами и образами, выражая уважение этим особым молящимся.

С уверенностью можно сказать, что тот, кто отправился на богомолье, никогда не возвращался домой пустым. Всегда, несмотря на множество вариаций человеческих чувств и переживаний, свидетельства одинаковы в главном — паломничество меняет сердце, меняет жизнь, потому что в ней не только мы идем к Богу, но и Сам Господь выходит к нам навстречу, как добрый отец в известной Христовой притче спешит навстречу своему блудному сыну — с распростертыми объятиями, протягивая своей заблудшему ребенку все свои сокровища и наследство: «Все мое — твое» (Лк. 15, 11 — 32).

Патриарший паломнический центр УГКЦ

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (39 голоси, середня оцінка 5,00 із 5)
Загрузка...

Долучайтеся до нас!

Отримуйте першими інформацію про нові поїздки та спеціальні пропозиції!

Підпишіться на розсилку новин вже зараз: