м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська,5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
вул. Хуторівка, 35-Б, оф.122
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Мировое христианское паломничество: зарождение и история

Христианское паломничество зародилось в IV в., Когда через несколько веков кровавых гонений христианство стало не только разрешенной, но и официальной, государственной религией и римский император-христианин Константин Великий поднял из небытия город Иерусалим, оскверненный язычниками. Еще недавно запущеная римская провинция Элия Капитолия (такое название носил Иерусалим течение двух веков гонений на христианство) и целая Палестина, засияли величественными базиликами, что запечатлевали каждое событие земной жизни Господа Иисуса Христа. В Иерусалиме были построены храмы Гроба Господня, Воскресения и Вознесения Христова, Честного Креста Господня, в Вифлееме — церковь Рождества Христова. С тех пор и по сей день Иерусалим — Святой город, а целая Палестина — Святая земля. С тех пор Иерусалим — величайшая святыня всего христианского мира и главный центр христианского паломничества.

14678673653_6346f506c6_k

Христиане не были изобретателями паломнической традиции. Они унаследовали ее от иудаизма, где существовал священный обычай посещать на праздник Пасхи Иерусалимский храм — величайшую святыню иудеев. В свое время двенадцатилетний подросток по имени Иисус, сын Марии и Иосифа из Назарета, как -то потерялся и, к счастью, был найден в храме именно во время такого паломничества, когда святая семья уже возвращалась домой. Об этом нам рассказывает Евангелие.

Впоследствии ученики и последователи Иисуса Христа, свидетели Его чудесного воскрешения, как к новой святыни отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться прежде Гробу Господню. Они также делали это на праздник Пасхи, но уже не иудейской, а новой, Христовой Пасхи, празднуя событие Его Перехода от смерти к жизни. Это были первые христианские паломники.

1995033980_383d4cf89e_b

Местами для посещения и поклонения становились также местности и реалии, связанные с жизнью и деятельностью святых апостолов, христианских мучеников и прежде всего — Иисуса Христа. Город Назарет, в котором находился грот (остатки жилища) и источник Девы Марии, у которых архангел Гавриил возвестил Ей о рождении у Нее Сына Божия, стал третьим по значимости после Иерусалима и Вифлеема.

В период расцвета «священной археологии», как называют археологическую и реставрационную деятельность императора Константина Великого и его последователей (IV в.), в Палестине были найдены немало евангельских святынь — реликвий, связанных с событиями, о которых рассказывает Новый Завет. Крест, на котором вниз головой распяли апостола Петра, риза Богородицы, камни, которыми избит до смерти первомученик Стефан, реликвии, связанные со Страстями Господа, — столб бичевания, терновый венец, титло с надписью «Иисус Христос Царь Иудейский», святые лестницы, которыми Христос поднимался на суд к Пилату, гвозди, которыми Он был прибит к кресту и — самое святое! — Частицы Животворящего Креста Господня — такие реликвии были бесценными объектами благоговейного почитания. Впоследствии эти и другие новонайденные святыни расходились по разным уголкам христианского мира, часто их перевозили с места на место по несколько раз (бывало, что и насильственным способом), и каждая местность, принимавшей реликвию на хранение, становилась одновременно святым местом, местом паломничества.

Христиане чествовали и ветхозаветные святыни. Так, на Синайском полуострове (часть Египта) они посещали Неопалимую купину — куст, в пламени которого — как свидетельствует Ветхий Завет — Господь впервые явился Моисею. Со временем вокруг этой святыни возник христианский монастырь Неопалимой купины, который впоследствии стал известен всему миру как монастырь святой великомученицы Екатерины, нетленные мощи которой являюется второй реликвией этой обители.

holy land2

***

Определенной вехой в истории христианского паломничества стал VIII век, когда назрела необходимость богословского обоснования благоговейного отношения к реликвиям, икон и святых мест. Тем более, что в Церкви Христовой возникло целое течение противников уважительного отношения к святыням, которые считали такие проявления набожности идолопоклонством. Тогда и состоялся Седьмой Вселенский церковный собор, участники которого осудили иконоборчество как ересь и сформулировали один из главных догматов Церкви: святые места, как и святые иконы, являются образами, что в таинственный способ соединяют нас с Первообразом — Христом, а потому заслуживают чествования и поклонения (в смысле осуществления перед ними поклона как жеста уважительного отношения). Причем честь и поклонение принадлежат Лицу, которое изображено на иконе или с которым связана определенная реликвия или место, а не самому изображению или месту. С тех пор реликвии, иконы и святые места, как видимые знаки Божьего присутствия, стали центральными в церковной традиции богочествования.

***

Шли века, христианство распространялось по миру все дальше от Иерусалима, где проповедовал сам Христос, и возникла первая христианская община, а, следовательно, все длиннее путь нужно было преодолеть, чтобы добраться до Святого города новым и новым новообращенным народам. Сегодня сложно себе даже представить те трудности, которые преодолевали давние паломники на пути в Святую землю. Тысячи километров, долгие месяцы изнурительного путешествия! Не каждый из них был уверен, что вернется домой живым. Не каждый, в конце концов, и возвращался. Опасности морского пути или пути через пустыню, угроза стать жертвой диких зверей, непогоды, дорожные болезни … Именно поэтому, отправляясь в паломничество, давний христианин полностью вручал свою жизнь в Божьи руки и совершал истинный подвиг веры. Тот же, кто погиб, так и не увидев Святой земли, твердо знал, что Господу было важным искренность его намерения, которая приравнивалась к самому подвигу.

Чрезвычайная трудность осуществления паломничества со временем вызвала отношение к нему именно как к покаянной жертве Богу, прочно связав в сознании христиан паломничество и покаяние. Древнее украинское слово проща (синоним к слову паломничество), которое происходит от слова прощать, лучше отражает сущность представлений о цели паломничества — получить Божье прощение, отпущение грехов.

3174718520_986ecf035d_b

В католической традиции со временем это породило понятие места отпущения- святого места, паломничество к которому в установленное Церковью время (преимущественно на определенный праздник) обещает так называемое наказуемое облегчение, то есть не только прощение грехов, доступное христианину через исповедь, но и облегчение покаянных страданий, которые будет испытывать душа уже после смерти человека, находясь в чистилище.

Каких еще благ искали паломники на своих путях? С давних времен многие письменных памятников донесли до нас свидетельства паломников, которые описывают многочисленные случаи исцеления от тяжелых недугов, утверждения в вере и даже обращения к святой христианской жизни. Самым ярким примером последнего стала святая Мария Египетская (IV в.), молодая проститутка, которая случайно оказалась среди паломников, направлявшихся в Иерусалим, и после посещения храма Честного Креста Господня пережила глубокое обращение, впоследствии став примером святой сдержанной жизни. Неслучайно святую Марию Египетскую молитвенно вспоминают в период Великого поста, как символ глубокого покаяния и подъема с глубокого греховного падения до высочайших вершин святости.

В период раннего Средневековья, когда религиозному сознанию был присущ крайний буквализм, паломничество использовалось даже с исправительной целью. Так, наказанием для тяжелых преступников была принудительное паломничество в отдаленные святые месте, путь к которым был особенно опасным.

The-Canonisation-Ceremony-16x9-1***

После Святой земли вторым по значимости местом паломничества стал для христиан древний Рим. Именно с Римом связана жизнь святых апостолов, он не раз упоминается в книге апостольских Деяний Нового Завета. В Риме каждый камень был вымыт кровью первых христианских мучеников, гонимых и преследуемых, замученных и растерзанных хищными зверями, но непреклонных в своей преданности Христу. Здесь в глубоких катакомбах, огибающих город, было похоронено около 8 тыс. таких страстотерпцев. Именно в Риме погибли мученической смертью два наибольших Христовых ученика — Петр и Павел. Величественные базилики — Петра и Павла (Сан Пьетро и Сан Паоло), Иоанна Крестителя (Сан Джованни ин Латерано), Святой Марии Великой (Санта Мария Маджоре) и многое другое, стали хранилищами важнейших христианских реликвий. Здесь сберегаются мощи двенадцати апостолов Иисуса Христа, самых известных христианских святителей, многочисленные евангельские святыни: Ясли Иисуса Христа, святые лестницы, цепи апостола Петра …

Рим по праву назвали Вторым Иерусалимом, и паломничество в Вечный город стало таким же важным, как и посещение Святой земли.

Basilica di San Pietro

***

Еще одним центром христианского паломничества в IV в. стал Константинополь. Задуманный и построенный Константином Великим собственно как крупнейший центр христианства, его новая столица, Константинополь назвался Новым Римом. Сюда император привез многочисленные реликвии, построив для их хранения и почитания новые большие храмы.

Величайшим собором города Константина был храм Святой Софии Премудрости Божией, который так поражал воображение своими невиданными размерами и роскошью украшений, породил немало легенд об участии в его строительстве небесных сил. Это было настоящее «небо на земле», с которым древнерусское летописное предание связывает крещения Украины-Руси. Ведь именно пораженный величием Святой Софии, князь Владимир Великий принял христианство. Именно в Константинополь в XI в. отправился первый паломник земли украинской — святой Антоний Печерский, который вернулся в Киев, зажженный идеей создания на Руси первого монастыря, который впоследствии прославится как Киево-Печерская Лавра.

***

История христианского паломничества во всем повторяет историю Церкви Христовой — с ее расцветом и кризисами, делениями и противостоянием нехристианском миру. В этой истории было немало трагических событий, которые на долгие века делали неприступными для христиан важнейшие святыни. Сам Иерусалим множество раз захватывали мусульманские народы. Чтобы освободить Святой город от неверных течение XII — XIII веков, в Палестину отправлялись специальные воинские формирования, призванные мечом освободить Гроб Господень от нечестивцев. Такие военные мероприятия, известные в истории под названием крестовых походов, считались также паломничеством, и участие в них обещало прощение и отпущение грехов.

Аналогична и судьба Константинополя, который, пережив многочисленные набеги и разрушения со стороны язычников и мусульман, окончательно упал под напором турок и с ХVст., является турецким городом, известным под названием Стамбул…

candles

***

Однако, с любовью создана Господом, вся земля — святая. И видимо именно поэтому на свете не существует ни одного уголка, который бы не имел своего святого места, куда направлены паломнические пути. Это монастыри, прославленные святой жизнью своих жителей, храмы, где хранятся чудотворные иконы — особые иконы, усердная молитва перед которыми приносила и приносит чудесное освобождение от различных бед и болезней, места чудесных явлений Пресвятой Богородицы и др. Во все времена люди всегда стремились и стремятся посетить эти известные и менее известные святыни, а потому история паломничества будет продолжаться.

Обогащайтесь духовно с нами!

Патриарший паломнический центр УГКЦ

http://pilgrimage.in.ua/

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (31 голоси, середня оцінка 5,00 із 5)
Загрузка...

Долучайтеся до нас!

Отримуйте першими інформацію про нові поїздки та спеціальні пропозиції!

Підпишіться на розсилку новин вже зараз: