м. Київ, вул. Микільсько-Слобідська,5, оф.212
тел.: (044) 541-03-60, (096) 330-96-79
м. Львів, вул. Руська, 10
вул. Хуторівка, 35-Б, оф.122
тел.: (096) 858-27-57, (063) 075-00-30

Храм Святой великомученицы Параскевы в Ивано-Франковске

Адрес: г. Ивано-Франковск, ул. о. Ивана Блавацкого, 2г.

Первое письменное упоминание об Опришивцах обнаружил в ольвовском архиве современный историк Петр Сиреджук. Оно датируется 1420 годом, второе письменное упоминание относится к 1424 году. Согласно советских архивных данных церковь в Опришивцах была построена в 1600 г. К сожалению, нам не удалось найти никаких письменных документов этого времени.

Нам известно только то, что в 1701 году в письме Иосифа Шумлянского, епископа Львовского, Галицкого и Каменец-Подольского к Папе Римскому Клименту ХІ упоминается приход Святой Параскевы в Опришивцах и церковь Благовещения Богородицы в селе Чукаловке. Согласно книг визитации Шадурского (1740 и 1755 г.), которые в настоящее время хранятся в отделе рукописей и старопечатных книг Национального Музея во Львове имени митрополита Андрея Шептицкого, церковь в селе Чукаловка была построена в 1652 г, стараниями местного священника. Церковь св. Параскевы в Опришивцах была деревянной, под гонтом, возведенная в 1739 г, при содействии отца Михаила Храплинского, который был утвержден настоятелем Опришивцев в 1736 г., владельцем села коронным гетманом Андреем Потоцким, и местным жителем Андреем Крехоровым. Интересна информация о количестве церковных земель — в Опришивцах «на три дня вспашки», в Чукаловке — «на один день». Приход Опришивцев был матерным, то есть основным, с дочерней частью — Чукаловкой. С передачи старших прихожан литургия в воскресенье правилась две недели в церкви в Опришивцах, на третью неделю в Чукаловке. Церковная документация в Опришивцах велась с 1785 г, она была представлена метрическими книгами: рождений, венчаний, смерти. Священник писал метрические книги на латинском языке, наверное, это является свидетельством того, что священнослужители были высоко образованными и по своим знаниям не уступали любому выпускнику престижного университета.

В 1854 г., отец Иоанн Порумбальский завершил строительство новой деревянной церкви в Опришивцах. К сожалению, не имеем никакой информации о том, что произошло с предыдущей церковью и или на том же месте возводили новую святыню. Ее украшал художественно расписанный иконостас, работы известных в то время галицких мастеров. Отец Кирилл Церкевич начал построение новой церкви в Чукаловке, которая была посвящена в праздник Благовещения 7 апреля 1873 г. Первую, известную нам по письменным источникам, деревянную часовню в Опришивцах, построил отец Теодор Косьевич в 1885 г. посвящена она была в честь св . Онуфрия, и построена на средства Дмитрия Когутяка. Важным для культурной жизни Опришивцев был 1898 г., потому что тогда при содействии отца Теодора Косьевича, был основан местный филиал общества «Просвита», который он и возглавил.

Лето 1905 года выдалось сложным для жизни прихода. Потому что 7 августа, в 17 часов во время небольшого дождя и малых громов в церковь ударила молния, с северной стороны. Через полчаса церковь стояла в пламени и сгорела дотла. Церковные вещи и внутреннюю отделку удалось спасти с малыми потерями. Сгорел иконостас, алтарь святого Иоанна Крестителя, три люстры и главная касса с наличными около 30 злотых гульденов и книгами сберегательной кассы. Церковь была застрахована на 10 000 злотых гульденов в страховом обществе «Днестр», включая близлежащие дома и колокольню. Выплаты страхования составляли около 5000 злотых гульденов. Богослужение происходили в часовне святого Онуфрия и помещении старой школы, где было выделено комнату под часовню. Одновременно начался сбор средств на строительство новой каменной церкви. Нам известно, что на старой чукаловской дороге, которая проходила через современный аэродром, стояли монахи с коробками и собирали средства на строительство нашей церкви.

За проектом новой каменной церкви, представители общественности, с отцом Теодором Матейко и старшим братом Петром Кульчицким отправились в Тернопольскую область, в село Тлусте. Там, в этом селе, в свое время отец Матейко был сотрудником. В Тлустом был взят проект церкви известного галицкого архитектора Василия Нагорного. В течение февраля-апреля 1907 г, были привезены материалы для строительства каменной церкви. А 23 мая 1907 г., началось само строительство церковного фундамента. На праздник Вознесения Христова, 14 июня 1907 г., состоялась закладка краеугольного камня будущей церкви. Строительство продолжалось довольно слаженно, уже 5 октября каменщики соорудили стены. Каркас на крышу завершили 12 октября. Бригада жестянщиков 25 октября 1907 г., накрыла крышу на церкви жестью. С торжествами 17 августа 1908 г., был посвящен и поставлен крест на церкви. Открытие храма состоялось на праздник святой Параскевы Пятницы в первое воскресенье ноября 1908 г. Мы считаем, что на праздновании присутствовал Владыка Григорий Хомишин, епископ Станиславовской, и настоятели окружающих сел.

В марте 1946 г., состоялся псевдособор во Львове, на котором насильно нашу Украинскую Греко-Католическую Церковь «воссоединили» с Русской Православной Церковью «якобы» по согласию наших верующих и духовенства. Многие священнослужители не согласились с таким решением и были за свои убеждения и мысли сосланы в лагеря и тюрьмы «великого Советского Союза». Трудно нам сейчас осуждать перешедших или тех, кто сломались под давлением, наверное, что у каждого были свои мотивы. Перед таким выбором стал и отец Ярослав Крвавич, который в 1946 г., перешел вместе с приходом из греко-католической конфессии в православие. Этот вынужденный шаг он совершил ради того, чтобы сохранить церковь от закрытия, чтобы она номинально стала православной и по духу оставалась греко-католической.

Хрущевская оттепель не принесла надежды для церкви, так как в ее время было закрыто всего храмов. Такая же участь постигла и опришивецкую церковь. Решением исполкома Лисецкого районного совета от 14 сентября 1962 г, была закрыта церковь, а ее помещение отдано под склад. Чтобы спасти церковные вещи, вечером перед приездом атеистической бригады, следует отдать должное, директору опришивецкой школы, Николай Суровский открыл церковь, откуда люди вынесли и спрятали все ценные вещи. Все вещи хранились в частных домах, с большим риском не только для себя, но и для всей семьи. Из таких вещей можем сказать, сохранилось «Евангелие», на котором принимают присягу молодые пары во время Тайны Супружества. Не удалось спасти только церковные колокола, которые были отлиты во времена Австрийской империи. От 1962 до 1989 г.г. , наши прихожане не имели постоянного духовного окормления. Официально приход Опришивцев был присоединен к церкви на Горке, настоятелем которой был отец Дмитрий Валихновский. Проводил в Опришивцах тайные Богослужения подпольный греко-католический священник отец Роман Кияк. Всегда вспоминают о духовном окормлении и нашего земляка отца Ореста Остаповича, который на данный момент душпастырствует в Канаде.  Приглашали священников, из кафедрального собора как из церкви на Горке, а также из села Чукаловка. После печального решения о закрытии ряда церквей в городе, наш приход, который состояла из двух церквей, и обслуживал его всегда один священник, разделился. Церковь Благовещения в селе Чукаловка стала самостоятельной.

Мы не можем не упомянуть о времени, когда на территории нашего прихода, в 1970-1980-х гг., нашла себе пристанище греко-католическая подпольная семинария. Духовно занимался ею отец Василий Семенюк — сейчас правящий архиерей Тернопольской епархии. Он сумел все так организовать, чтобы деятельность семинарии не привлекала внимания, как соответствующих органов, так и местных жителей. В доме Анны Майданской по вечерам отправлялись литургии. До нашего времени сохранился свидетель этих событий — старый дом, в котором хранились Святые Тайны. Соседи пани Анны порой удивлялись, как у такой набожной женщины на все большие праздники во дворе висела постель. Никто не мог догадаться, что именно эта развешанная по всему двору постель отвлекала внимание и за ее быстро прятались все, кто заходил в дом на службу. Маскировались семинаристы в Опришивцах под видом квартирантов.

Они очень часто меняли квартиры, чувствуя за собой зоркий глаз соответствующих органов. Для лекций был выкуплен дом, к которому привозили преподавателей. Сейчас мы можем гордиться теми лицами, которые во время учебы в семинарии не одному из опришивчан уделили святую тайну супружества или тайну исповеди и причастия. Сегодня это известные как в духовном кругу, так и в общественной жизни лица, такие, как правящий архиерей Тернопольской епархии Кир Василий Семенюк, экзарх Одесско-Крымский владыка Кир Василий Ивасюк, Экзарх Луцкий и Волынский владыка Кир Иосафат Говера, судебный викарий Львовской архиепархии доктор канонического права отец Роман Шафран, вице — ректор Тернопольской семинарии отец Василий Репела, последние два упомянутые отцы являются двоюродными братьями нашего настоятеля отца Ивана Репела, которые своим призванием обязаны собственно своему старшему брату, то есть отцу Иоанну. Возвращаясь ко времени, когда была закрыта церковь, то можно сказать, что она была и складом школы, и складом соли. Ненадолго в ней разместилась художественная мастерская, однако художники быстро покинули ее, поскольку помещение не отапливалось. Даже предлагали сделать из церкви планетарий, а под куполом разместить маятник Фуко. В 1988 г., была подожжена церковная колокольня, которая сгорела до основания.

За время, когда храм был закрыт, наши верующие были вынуждены длительный период времени скитаться и ходить далеко в город, ища там решение всех своих духовных потребностей в нескольких незакрытых еще храмах. И, наверное, все были поражены не только эмоционально, но и духовно возвышенны, когда состоялась первая литургия после открытия церкви. На праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа в 1990 г., впервые в храме торжественно звучали рождественские колядки, которыми прославляли новорожденного Иисуса. Сейчас мы можем говорить, без всякого преувеличения, что с рождением младенца Иисуса в эти рождественские праздники — родилась новая молодая приходская община в Опришивцах.

С чуткими и теплыми словами обратился к своей пастве вновь назначенный настоятель. Закаленный временами подполья отец Иван Репела очень быстро нашел особый подход и к молодежи, и к старшим прихожанам. Его пастырское слово привлекало все больше и больше людей в церковь, они все объединялись вокруг церкви и своего духовного проводника. Сотрудником был назначен отец Любомир Гаевский. В августе 1990 г. на собрании общины двумястами голосами «за» и одним «против» было решено вернуть приход в Опришивцах к УГКЦ.

Нельзя не вспомнить и первый большой праздник, которого ждали с нетерпением. Готовясь почти целый год, святыня приняла новый облик. По завершению всех на то время реставрационных работ по воле Божией это торжество состоялось именно на храмовый праздник 11 ноября 1990 г. Чин освящения храма после его реставрации совершил блаженной памяти Владыка — ординарий Софрон Дмитерко Ордена Святого Василия Великого. Праздник украшало прекрасное пение хора под руководством господина Николая Гнитки.

В нашей церкви находятся такие реликвии: мощи св.влмч.Параскевии (ІІІ ст.), Св.Отцов Николая Мирликийского (ІІІ ст.), Св.Отцов Фомы Аквинского, блаженной Йосафаты (Гордашевской), блаженных священномучеников Ивана Слезюка и Симеона Лукача, блаженного Падре Пио.

1 зірка2 зірки3 зірки4 зірки5 зірок (Голоси поки відсутні)
Загрузка...

Долучайтеся до нас!

Отримуйте першими інформацію про нові поїздки та спеціальні пропозиції!

Підпишіться на розсилку новин вже зараз: